Если вы когда-либо читали книги об обучении или истории шахмат, вероятно вам встречалось имя Ласло Полгара (венг. Polgar Laszlo). В конце 1960-х годов венгерский психолог Ласло Полгар приступил к очень странному эксперименту. Он изучал сотни людей, считавшихся гениями в той или иной области, и пришёл к выводу, что любого ребёнка можно превратить в гения с помощью целенаправленного обучения!
На тот момент Ласло не был женат и ухаживал за учительницей из Украины Кларой. Он изложил свои теории и объяснил, что ищет жену, которая будет сотрудничать с ним, чтобы проверить свои теории на своих собственных детях.
Клара положительно отреагировала на его своеобразные ухаживания, таким образом, в течении следующей четверти века была начата живая демонстрация того, как обучение может привести к максимальному результату.
Содержание
Почему шахматы?
По словам учёного Андерса Эрикссона и научного писателя Роберта Пула, которые рассказывают эту историю в своей увлекательной книге «Пик: Секреты новой науки знаний», Ласло был полностью уверен в своей программе обучения, но первоначально не мог определиться с направлением.
Языки — это был один из самых первых вариантов, но скольким языкам можно научить ребёнка? Так же в то время к математикам относились с огромным почётом. Если предположить, что у Ласло с Кларой родится дочь, Ласло докажет своё утверждение ещё более убедительно, потому что в то время не было женщин-математиков высшего уровня.
Супруги остановились на третьем варианте — шахматах. Шахматы всегда считались игрой для «мужского ума»: к шахматисткам относились как к игрокам второго сорта.
У женщин были свои собственные турниры и чемпионаты, потому что считалось, что было бы несправедливо выставлять их против мужчин: никогда ранее не было женщины-гроссмейстера. У Полгар родилась трое детей, все девочки, Ласло стремился всем доказать свою точку зрения.
Их первую дочь, родившуюся в апреле 1969 года, назвали Сьюзен (по-венгерски Жужанна), София последовала за ней в ноябре 1974 года, а затем Юдит в начале 1976 года.
Полгар превратил свой дом в шахматный кокон — повсюду шахматные книги и фотографии гроссмейстеров.
Ласло и Клара обучали своих дочерей на дому, чтобы как можно больше времени уделять шахматам.
Сьюзен — восьмая чемпионка мира по шахматам
Сьюзен было всего четыре года, когда она начала выигрывать свои первые турниры, доминируя на чемпионате Будапешта среди девочек до 11 лет. В 15 лет она стала первой по рейтингу женщиной-шахматисткой.
«Летом 1973 года отец и его дочь Сьюзен зашли в шахматный клуб в Будапеште. Клуб был полон густого сигаретного дыма и пожилых мужчин, которые день за днём приходили туда играть в шахматы.
Отец подошёл к джентльменам.
Старики не поверили своим ушам, когда услышали, как Ласло Полгар призвал их сыграть против своей четырё хлетней дочери Сьюзен. Ласло положил подушку, которую принес из дома, на один из стульев, чтобы его дочь могла дотянуться до стола.
Старые шахматные лисы не могли поверить своим глазам, когда маленькая Сьюзен выигрывала одну партию за другой.
Кто, чёрт возьми, этот ребёнок?
«Первая женщина-гроссмейстер», ответил отец.
Тридцать лет спустя Сьюзен Полгар, ставшая гроссмейстером в 1991 году, была готова прочитать свою обычную лекцию в четверг вечером в нью-йоркском шахматном клубе. Она объявила присутствующим: «Сегодня для вас особенное удовольствие! Сегодня все будут играть со мной», — сказала Сьюзен с нежной, но уверенной улыбкой всем остальным шахматистам в комнате. Атмосфера в зале накалилась, все из ученика превратились в участника.
София — разграбительница Рима
В шахматной карьере Софии самым запоминающимся достижением был турнир «Magistrale di Roma» в 1989 году. Это событие является рекордом в истории шахмат по сравнению с любым другим открытым шахматным турниром из-за её рейтинга результативности более 2900.
Рекорд Софии Полгар смог побить Владимир Крамник на Олимпийских играх в 1992 году в возрасте 16 лет.
Большинство шахматных журналов по всему миру публиковали фото Софии Полгар на обложке с такими названиями, как «Разграбление Рима» или «Чудо в Риме». По прибытии в Рим Софии было всего четырнадцать лет, а рейтинг ниже 2300. Многие из её противников были уважаемыми гроссмейстерами, в три или четыре раза старше.
Первые две партии были против игроков с более низким рейтингом, а в третьем туре София встретилась с Семёном Палатником, сильным советским гроссмейстером. Он был первой «жертвой», за ним последовали гроссмейстеры Александр Чернин, Михай Суба и Юрий Разуваев.
Сергей Долматов «сохранил честь» в последнем туре, сыграв против Софии единственную ничью на турнире. Самое смешное, что она даже не осознавала, насколько хорошо у неё идут дела, до седьмого тура! София играла не думая о результате, или о том, кто сидит по другую сторону доски. Итоговый счёт был выдающимся — 8,5 из 9.
Самый высокий шахматный рейтинг Софии составлял 2540 — это выше порога 2500 для гроссмейстера. Подозревалось, что это политическое решение, а не отображение ее реальной силы игры в шахматы. Авторы изданий писали, что она «бездельница», если сравнивать с другими сёстрами Полгар.
Юдит — лучшая шахматистка в истории
Лучшей из сестёр Полгар является Юдит — она стала гроссмейстером, когда ей было 15 лет и пять месяцев (1991), что сделало ее в то время, самой молодой из всех шахматистов, достигнувших такого уровня.
Она была шахматисткой номер один в мире в течение 25 лет, пока не вышла на «пенсию» в 2014 году. В своё время Юдит занимала восьмое место в топе лучших шахматистов мира.
В 2005 года стала единственной женщиной, сыгравшей в чемпионате мира среди мужчин.
Юдит считает, что больше женщин могли бы добиться такого же успеха, как она, если бы они вложили столько же времени и энергии.
«Я считаю, поскольку я доказала это своей карьерой, что при правильном объёме работы, самоотверженности, таланте и любви к игре можно соревноваться с лучшими игроками мужского пола в мире шахмат».
10 000 часов
Это лишь одна из многих увлекательных историй в одной известной книге. Шведский психолог Андерс Эрикссон провёл 30 лет, изучая гениев и лучших исполнителей-музыкантов, он известен как «Мистер 10000 часов».
Эрикссон исследователь, который выдвинул широко известную идею о том, что если вы практикуете что-то в течение десяти тысяч часов, вы можете стать экспертом в любой области.
Эрикссон обнаружил, что «пути, по которому Сьюзен, София, и Юдит пришли к шахматному мастерству, соответствует путям, по которому пошли все эксперты, чтобы стать экстраординарными». В частности, психологи обнаружили, что развитие происходит в четыре различных этапа: от первых проблесков интереса до экспертизы. Всё, что мы знаем о сёстрах Полгар, говорит о том, что они проходили похожие стадии.
«Гениальность — это становление с детства по желанию». – Артур Рембо
Детство сестёр Полгар было необычным и бросает вызов идее о том, что природа важнее воспитания.
Гении рождаются или ими становятся?
Безумный и, возможно, неэтичный эксперимент Ласло увенчался успехом в его попытке «произвести» чудо-детей. Семья Полгар опровергла идею о том, что гении — это просто следствие биологических случайностей.
В этом отношении Ласло Полгар доказал свою теорию, которую он сформулировал более 50 лет назад, которая гласит: исполнители гениального уровня не рождаются, их делают.
На случай, если никто никогда не говорил вам этого: в вашем сердце спит гений, который ждёт, чтобы его разбудили. Но он не проснётся сам по себе.
На вершину может попасть каждый здоровый ребёнок. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство детей могут выучить новый язык в возрасте от 1 до 2 лет. Подумайте, разве это не гениальное достижение? Если они продолжат обучение в возрасте 10 лет, они смогут говорить на 5-6 языках. Этот гений в первую очередь проистекает из образования и самообразования. Многие из всемирно известных гениев также подтверждает это утверждение. Приведём несколько примеров:
Томас Эдисон: «Гений — это 1% вдохновения и 99% пота».
Чарли Чаплин: «Талант — ничто, дисциплина — это всё».
Жорж Кювье: «Гений — это прежде всего внимание».
Максим Горький: «Талант — это любовь к работе».
А вот цитата из Талмуда:
«Многие вещи можно приобрести за деньги, многие — обманом, а многие — ложью. Но есть одна вещь, которую можно получить только честным трудом, ради которой король должен работать так же усердно, как угольщик… и это знания».
В семье Полгар было то, что Эллен Виннер, психолог из Бостонского колледжа, называет «гневом к овладению». Черта, которую можно определить как непреодолимую мотивацию преуспеть в интересующей области.
Сьюзан Полгар:
«У меня был внутренний драйв; Я думаю, что в этом разница между очень хорошим и лучшим».
Была ли эта ярость овладеть чем-то, с чем были рождены Полгар, или это было чем-то, что было развито?
Упомянем об одном из способов, который применил Ласло Полгар. Он отправил своих детей на 24-й шахматный марафон в Дрездене. В 1985 году в турнире принимала участие только Сьюзен, а в 1986 году ещё две её младшие сестры (Сьюзен было 15 лет, Софии 9 с половиной, а Юдит 8). По правилам они должны были сыграть 100 партий за 24 часа, поэтому им приходилось сохранять бдительность с большим усилием, практически без отдыха. Для еды было всего три коротких 20-минутных перерыва. Вдобавок им пришлось сесть за шахматный стол после 16-часовой поездки на поезде.
Неудивительно, что в решении подобных задач дети проявили необычайную настойчивость.
Это ещё раз показывает, что великие люди не рождаются — они выкованы. Каждый успешный человек в какой-то момент своей жизни был фанатиком — Полгар не исключение. Им ничего не было дано, всё заработано.
Если бы части тела трёх сестёр могли разговаривать, они бы рассказали вам о бесконечных часах практики, о многих моментах, когда им не хотелось играть, но они всё же играли.
«Пешки будут петь о поражении, о поте, о слезах, об одержимости и о тяжёлом бремени родиться у отца, у которого сокрушительные ожидания».
В 1985 году Бенджамин Блум, профессор образования Чикагского университета, исследовал важнейшие факторы, способствовавшие развитию талантов. В своей книге «Развитие талантов молодёжи» он подробно рассматривает воспитание 120 элитных исполнителей, выигравших международные конкурсы. Блум обнаружил, что не было абсолютно никаких ранних индикаторов, которые могли бы предсказать успех на уровне гения, даже IQ.
«Любой человек в мире, может выучить почти всё, если ему будут предоставлены соответствующие предварительные и текущие условия обучения».
Единственное различие, которое обнаружил Блум, заключалось в том, что выдающиеся исполнители интенсивно практиковались, учились у преданных своему делу учителей и получали энтузиазм в течение всего периода их развития.
Все трое Полгар накопили более 10 000 часов осознанной практики к 12 годам. Осознанная практика не означает просто жить в пещере и слепо учиться; просмотр каждого эпизода американского телесериала «Скорая помощь» (Emergency Room) не сделает из вас врача. Когда большинство людей практикуют, они сосредотачиваются на том, что уже умеют делать.
Общим для всех трёх Полгар было то, что они не только много работали, но и были умны. После каждого поражения они разбирали партии и выясняли, что они сделали не так, чтобы отсеять свои слабости и постепенно становиться лучше.
10 000 часов — это не вечность, поэтому, если у вас нет ничего лучшего, почему бы не начать СЕГОДНЯ в овладении своим ремеслом.
Шахматная обитель
Дом Полгаров состоял из тысячи шахматных книг, они были разложены по полкам, повсюду развешаны трофеи и плакаты. Целые стеллажи были завалены записями предыдущих партий для безграничного аналитического удовольствия. Картины с изображением шахматных сцен XIX века можно было найти во многих комнатах.
Дом Полгар был похож на тщательно спроектированный и постоянный учебный лагерь по шахматам.
«Мотивация к успеху в шахматах была как раз в атмосфере нашего дома» Сьюзан Полгар.
Во время учёбы Ласло Полгар был одержим изучением биографий примерно 400 великих интеллектуалов от Сократа до Эйнштейна.
Читая эти биографии, он определил общую тему — интенсивную специализацию по определённому предмету.
Полгар начал применять это открытие на практике и начал давать образование своим трем дочерям, прежде чем им исполнилось три года; когда им исполнилось шесть лет, он начал их «специализировать».
Полгар решил обучать своих детей дома, потому что он не верил, что общая школьная система может быть успешной в чём-либо еще, кроме как производить посредственность.
В своей книге «Вырасти гения» он описывает обычное расписание своих дочерей:
- 4 часа профильных занятий (шахматы).
- 1 час иностранного языка. На начальном этапе, то есть интенсивного языкового обучения, необходимо увеличить учебные часы до 3-х — вместо специализированного — на 3 месяца. Летом учебные поездки в другие страны.
- 1 час общих занятий (родной язык, естествознание и обществознание).
- 1 час математики.
- 1 час моральных, психологических и педагогических занятий (также уроки юмора, 20 минут каждый час для анекдотов).
- 1 час гимнастики по выбору, которую можно выполнять индивидуально или вне «школы».
Все сёстры согласились с идеей, что стать чемпионом по шахматам — это привлекательная цель для будущего.
Когда отец обучал их, они знали, что каждый час практики приближает их к тому месту, где они хотят быть.
Интернет вызвал революцию, которая успешно демократизировала информацию.
Если бы вы отправились в прошлое и рассказали кому-нибудь, что будущим поколениям удалось разработать устройство, которое дало бы вам мгновенный доступ ко всем когда-либо собранным знаниям, они, вероятно, сожгли бы вас на костре.
Когда вы дисциплинируете себя, согласовываете своё окружение со своими целями, приобретаете благоприятную идентичность и окружаете себя людьми, которые хотят лучшего для лучшей части вас, вы станете чемпионом, которым всегда были предназначены стать.
Просто здорово!