Использование когнитивной психологии при изучении шахматной тактики

Основной способ изучения шахматной тактики — это повторение, либо многократное решение одних и тех же задач, либо решение разных задач, содержащих одинаковые или похожие тактические шаблоны. Можем ли мы улучшить динамику при изучении тактики с помощью когнитивной психологии?

Использование когнитивной психологии при изучении шахматной тактики
Когнитивная психология включает изучение внутренних психических процессов — всего, что происходит внутри нашего мозга, включая восприятие, мышление, память, внимание, язык, решение задач и обучение. У этого когнитивного исследования есть множество практических применений, например, повышение точности принятия решений

Когнитивные психологи провели множество попыток обучения путем повторения простых задач на память, например, вопрос: «Какая столица Дании?» — ответ: «Копенгаген». Испытания показывают, что долговременное запоминание является плохим, когда повторения расположены близко друг к другу (часто резюмируется как «зубрежка не работает»), но улучшается, когда интервал увеличивается (до тех пор, пока испытуемый полностью не забудет предыдущее). Однако, когда повторения расположены на большом расстоянии друг от друга, показатель успешности улучшается только медленно с каждым последующим повторением. Когнитивные психологи обнаружили, что высокий уровень успеха важен для поддержания мотивации учащихся. Успешные повторения также обычно быстрее, чем неудачные повторения, поэтому более успешные повторения могут быть выполнены за то же время обучения.

Чтобы получить лучшее из обоих миров, обычно начальные повторения размещаются близко друг к другу и постепенно увеличиваются интервалы между каждым последующим повторением. Эта схема имеет то преимущество, что обеспечивает быстрое достижение высокого уровня успеха и поддержание или улучшение по мере продолжения повторений.

Когнитивные психологи провели испытания, сравнивая воспоминания из долговременной памяти, достигаемые повторением через увеличивающиеся интервалы, с таким же количеством повторений через равные промежутки времени. Испытания с равными интервалами часто оказываются немного лучше, но равные интервалы возможны только в том случае, если повторения имеют фиксированную конечную точку — чего не будет, если информация должна храниться бесконечно долго. Тем не менее, это по-прежнему полезный результат, как мы увидим позже.

Эти результаты составляют основу многих систем практического обучения, особенно для изучения иностранных языков. Некоторые из этих систем изучения иностранных языков, например, система Pimsleur, используют современные методы, с помощью которых учащийся понимает грамматику.

Неоднократное решение простых тактических задач — это отчасти задача памяти. Хотя точная позиция вряд ли появится в одной из ваших партий, такая же конфигурация активных фигур может и вполне вероятно появится при условии, что задача будет правильно выбрана.

Эта ситуация аналогична изучению иностранного языка. Курс иностранного языка не только учит вас говорить и понимать фразы в языковом курсе, но также говорить и понимать любую фразу, которая может быть построена с использованием тех же слов и базовой грамматики (которую студент обычно должен выработать самостоятельно. Настоящее время).

Как при изучении шахматной тактики, так и при изучении иностранного языка мы пытаемся овладеть навыком (создать мысленную программу), а не просто запоминать элементы данных. Основные биологические процессы одинаковы как для памяти, так и для обучения навыкам: создание нейронных связей. Однако есть важные различия между изучением иностранного языка и изучением шахматной тактики.

Еще одно важное открытие когнитивной психологии заключается в превосходстве активного обучения над пассивным. Например, в приведенном выше примере активное вспоминание ответа «Копенгаген» более эффективно, чем просто чтение ответа. В шахматах поиск решения шахматной задачи более эффективен для развития памяти и навыков, чем просто чтение решения. Точно так же, когда вы изучаете шахматную партию, закрывайте листом бумаги комментарии и угадывайте следующий ход - это более эффективно, чем просто проигрывать партию до конца.

Применительно к вышесказанному, уместно вспомнить о "Методе дятла". Авторами методики являются шведские гроссмейстеры Аксель Смит и Ганс Тикканен.

Книга The Woodpecker Method (Метод дятла) издана Quality Chess в 2018 году. Авторы: Аксель Смит и Ганс Тикканен
Книга The Woodpecker Method (Метод дятла) издана Quality Chess в 2018 году. Авторы: Аксель Смит и Ганс Тикканен

Метод дятла основан на многократном решении одних и тех же задач. С каждым повтором скорость решения должна возрастать. Цель - решить все задачи за один день.

У данного метода, есть как ярые поклонники, так и не менее ярые противники.

В принципе, чтобы опробовать метод в действии, можно взять подборку из 1000 задач подходящего для вас уровня и прорешать методом дятла. Как вариант, предлагаем использовать Шахматный задачник от «А» до «Я», содержащий пять уровней сложностей по 1000 задач в каждом.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*