В шахматы зевают не только шахматисты-любители, но и профессионалы (см. статью «Ошибки и зевки известных шахматистов»). Однако проблема зевков, в первую очередь, актуальна для любителей. Свое решение проблемы предложил шахматист из Тулы Евгений Чужакин. Первая его книга называлась «Система Чужакина.+150 пунктов рейтинга». На данный момент, можно бесплатно скачать свежий вариант книги о системе Чужакина в формате pdf. Второе издание называется «Опасные элементы – найди и победи!».
Содержание
Видео-введение в систему Чужакина
Чтобы понять суть системы, лучше послушать самого автора. В видео ниже, Евгений Чужакин подробно рассказывает о своей системе, над которой он работает уже несколько лет.
Эксперимент от ChessWood
Мы решили попробовать решить шахматную задачу используя систему Чужакина.
Как видно на диаграмме выше, чёрный король находится не в лучшем положении. Воспользуемся материалом из книги и выделим пункты, которые подходят под данную позицию.
1. Король — всегда опасный элемент. Для упрощения записи и расчетов далее указываем короля как опасный элемент в следующих случаях:
1.1. Король может получить шах следующим ходом.
1.2. У короля нет «форточки».
1.3. Одно или более полей возле короля атакованы.
1.4. Расположение короля на линии удара дальнобойной фигуры: ферзя, ладьи или слона, в том числе при наличии перекрывающих линию атаки фигур и пешек.
В принципе, поскольку позиция подпадает под большинство случаев, можно констатировать факт, что черный король действительно находится в опасном положении. Однако вопрос заключается в том, что делать белым дальше?
Отзывы и критика
Система Чужакина обсуждалась на различных шахматных форумах, в том числе на форуме сайта Сергея Шипова (биография Сергея Шипова). Евгению Чужакину досталось по полной программе. Лично Шипов, назвал его «воинствующим дилетантом».
В книге Чужакина, много новых терминов, типа «конепасный», «слонопасный» и т.д. В этой связи, можно процитировать слова Джона Нанна из его книги «Секреты практических шахмат»:
«Есть сорт книг, которых надо остерегаться: они написаны игроками, не обладающими особой силой, которые выдвигают всевозможные новые общие принципы и идеи, часто вводя новые термины, сочиненные автором. Такие книги обычно не представляют собой ценности и часто могут быть вредны».
О книге Нанна, применительно к поиску опасных элементов, упоминает и Сергей Шипов:
Знаю более простое и намного более короткое правило от Нанна: висячие фигуры опадают (ВФО). Соответственно, держи всё защищенным, тогда и не зевнешь. Впрочем, это знали и до Нанна, много веков ранее… 🙂
Справедливости ради надо заметить, что новые термины вводили и сильнейшие шахматисты-практики. Тот же Шипов упоминает книгу Александра Котова «Тайны мышления шахматиста», в которой появились такие понятия как «ходы-кандидаты» и «ветвистое дерево расчета».
Рассматриваю любую методику, необходимо исходить из того, есть ли от неё практическая польза. На данный момент, нам удалось найти информацию лишь об одном шахматисте-любители, который применяет систему Чужакина и добился определенных успехов в улучшении игры. Речь идет о представителе из Санкт-Петербурга Вадиме Сахарове.
Предположим, что качество игры Вадима Сахарова улучшилось благодаря системе Евгения Чужакина, при этом также можно предположить, что в системе есть определенное творческое зерно. Делать окончательный вывод о системе Чужакина слишком рано, так как она апробирована лишь незначительной частью шахматистов-любителей.
Что же делать с зевками?
Если никакие книги не помогают избавиться от зевков, то что же делать? Некоторые шахматные тренеры утверждают, что избавиться от зевков помогает практика. В подтверждение этой теории приведем слова гроссмейстера Валерия Чехова из книги «Программа подготовки шахматистов IV-II разрядов» (авторы Чехов, Архипов, Комляков):
«В Центральный Дворец пионеров я пришел достаточно поздно — мне шел уже одиннадцатый год. К тому времени я знал правила игры и сыграл довольно большое количество партий со своим другом, с которым мы устраивали товарищеские матчи. Меня взял к себе опытный тренер Евгений Ануфриевич Пенчко. Он проводил турниры для начинающих, где все ребята играли между собой по четыре партии; теории давал немного, и, если сказать честно, теоретические занятия мы не очень любили. Играть готовы были сколько угодно, а вот слушать лекции нам было скучно. Мы знали простейшие маты, элементарные пешечные окончания, ловушечный варианта итальянской партии с жертвой ладьи на а1 — вот, пожалуй, и всё, что у всех нас было в теоретическом багаже.
Будучи на уровне четвертого разряда, я не помню, чтобы мы получали домашние задания, но даже если и получали, делали их очень немногие. Самостоятельно я не занимался, поскольку тогда ни одной шахматной книги у меня не было. Иногда мы смотрели какие-то партии, решили позиции, но это было не часто. Зато играли на занятиях мы очень много. Я довольно быстро выполнил четвертый разряд, а вот третий никак не давался, и восемь месяцев я буквально «топтался» на месте. Однако за это время за счет практики я довольно близко подошел к «беззевковому барьеру». Доказательством этому послужило то, что в одном из последовавших турниров я выполнил третий разряд, в следующем второй и затем сразу первый. За три турнира я стал перворазрядником. Совершенно очевидно, что это было достигнуто только за счет игры, так как самостоятельная работа отсутствовала полностью, теоретических знаний тоже фактически не было».
Исходя из слов Чехова и других практических примеров, можно сделать выводы, что практика позволяет избавиться от зевков. При этом надо не просто сыграть большое количество партий, но и стараться сыграть их как можно лучше, т.е. опять таки стараться ничего не «зевать». Следуя этому принципу, можно избавить от зевков за более короткое время.
Вывод
В качестве вывода, который указывает короткий путь к избавлению от зевков в шахматах, приведем цитаты из уже упомянутой выше книги «Программа подготовки шахматистов IV-II разрядов» (авторы Чехов, Архипов, Комляков):
«Главным средством в достижении «беззевкового барьера» является практика, а всё остальное — теоретический материал, решение позиций — это только вспомогательное средство для достижения поставленной цели».
«Но главное заключается в том, что без достаточного количества сыгранных партий «беззевковый барьер» преодолеть невозможно».
Что делать белым?
ОЭ — это всего лишь сигнал, где посчитать. Больше ничего они не делают. Считаем: Ф:е6+ и находим мат. Хороший пример на оэ «шах в один ход».
Я так и не понял, это рабочая система или нет? Реально уменьшить количество зевков?