Как ходит и бьёт конь в шахматах

По цене конь равен слону или трём пешкам
По цене конь примерно равен слону или трём пешкам

Ход коня похож на кириллическую (русскую) букву «Г» или латинскую букву «L». Конь перемещается на два поля вверх или вниз, а затем на поле вбок, либо на два поля вбок, а затем на одно поле вверх или вниз. Конь меняет цвет поля, на котором стоит, с каждым ходом. Например, если конь стоит на белом поле, после хода он окажется на чёрном поле.

Как ходит и бьёт (ест, рубит) конь в шахматах
Посмотрите на стрелки и постарайтесь запомнить, как ходит конь в шахматах. Конь может попасть на любое из восьми полей отмеченных красным цветом. Если на поле находится вражеская фигура или пешка, то конь может её забрать. В данном случае белый конь может забрать чёрного коня или ладью

В книге «Куда идет король» Виктор Хенкин рассказал забавный случай:

— Как вы оцениваете мою игру? — спросил однажды у чемпиона мира X. Капабланки какой-то молодой человек.
— Вы играли неплохо, — вежливо ответил Капабланка. — Но почему вы не сделали ни одного хода конями?
— А я не знаю, как они ходят, — признался «шахматист»…

Конь — удивительная шахматная фигура, он может перепрыгивать через другие фигуры и пешки!

Белый конь находится в окружении друзей и врагов, но это никак не может помешать ему сходить на любое из восьми полей отмеченных зелёным цветом
Белый конь находится в окружении друзей и врагов, но это никак не может помешать ему сходить на любое из восьми полей отмеченных зелёным цветом

Манёвренность коней

Ни одна другая фигура, переставленная на угловое поле, не теряет в подвижности столько, сколько теряет конь.

Сравните маневренность обоих коней на диаграмме. Конь с h1 обстреливает всего два поля, то есть в четыре раза меньше, чем его напарник с d5. Поэтому сила коня, находящегося в центре доски, резко возрастает, и это обстоятельство необходимо во время игры учитывать
Сравните маневренность обоих коней на диаграмме. Конь с h1 обстреливает всего два поля, то есть в четыре раза меньше, чем его напарник с d5. Поэтому сила коня, находящегося в центре доски, резко возрастает, и это обстоятельство необходимо во время игры учитывать

Если коня с поля h1 переместить на h4, то он будет контролировать 4 поля, но это все равно в два раза меньше, чем в центре. В этой связи вспомним высказывание знаменитого немецкого шахматиста Зигберта Тарраша:

«Конь на краю доски всегда стоит плохо».

Из любого правила бывают исключения — иногда конь на краю доски расположен идеально.

Что любят кони?

Мы уже знаем, что слоны любят открытые диагонали, т.е. открытые позиции. Поскольку кони могут прыгать через другие фигуры, их сила возрастает в закрытых позициях, где дальнобойность других фигур (ферзей, ладей и слонов) ограничена.

В книге «Учебник шахматной игры» Хосе Рауль Капабланка написал:

Сила коней падает по мере размена фигур на доске.

Кроме закрытых позиций, кони любят безопасность, поэтому они всегда рады занять форпост — поле в лагере противника, где коня не могут атаковать вражеские пешки.

Белый конь занял форпост на поле e6 и доставляет много хлопот чёрным
Белый конь занял форпост на поле e6 и доставляет много хлопот чёрным

Вилка конём

В отличие от других фигур, конь не действует прямолинейно, поэтому коневая вилка зачастую оказывается полной неожиданностью. Много партий было проиграно после нападения коня одновременно на несколько фигур.

Двойной удар конем - вилка в шахматах
Белый конь напал на две фигуры (двойная вилка) — короля и ладью. Король вынужден спасаться от шаха и белые забирают ладью
Вилка конём в шахматах
Позиция из партии Греко — NN (1620). Конь напал сразу на три фигуры (тройная вилка): короля, ферзя и ладью. После отхода короля, конь заберет наиболее ценную фигуру чёрных, т.е. ферзя

Задачи на тему «Вилка конём»

Настала пора опробовать на практике полученные знания и решить десять интерактивных задач на тему «Вилка конём». Будьте внимательны при решении задачи №10.

Интересный факт!

Термин "гиппофобия" - боязнь лошадей, применим и к шахматам! Некоторые шахматисты боятся наличия у противника коней. Шахматная гиппофобия приводит к необдуманному размену своих фигур на коней, например, слона на коня.

Что мы знаем о коне?

  • Основное отличительное свойство — смена цвета поля при каждом ходе.
  • Король противника не может прикрыться никакой фигурой от атаки конём или взять его (если только конь не займёт поле, находящееся под боем короля).
  • Конь — единственная фигура, способная самостоятельно угрожать ферзю противника, не рискуя попасть под угрозу со стороны последнего.
  • Конь способен перескакивать через другие фигуры, как своего цвета, так и чужого.
  • Из предыдущего пункта следует, что конь является единственной фигурой, которой игрок при желании может сделать первый ход в начале партии (кроме пешки).

В заключение добавим, что именно конём ставится спёртый мат.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*