«Как изучать дебюты» — Михаил Юдович

Михаил Юдович, шахматист
Юдович М.М.

Пожалуй, нет такого любителя шахмат, который не хотел бы научиться играть лучше, не стремился бы изжить недостатки в своей игре. Многим при этом кажется, что главным препятствием, которое мешает им совершенствоваться, является плохое знание теории дебютов. И все же иной любитель, раздобыв после долгих поисков желанное дебютное руководство, полистает его, вздохнет и… поставит надолго на книжную полку. В самом деле, если думать, что необходимо изучить все варианты, приведенные в таком учебнике, можно испугаться. Попробуй, запомни их все, где взять для этого время?

Увы, до сих пор бытует наивное мнение, что мастер потому и играет мастерски, что от корки до корки изучил все толстые шахматные руководства. А ведь есть немало шахматистов второго, третьего разрядов, которые знают дебютную теорию не хуже иных мастеров. А вот сядет играть турнирную партию такой шахматный «ученый» второго разряда, и сделает его противник неожиданный ход, о котором в книге ничего не было написано… и все пропало, поражения не миновать.

И в шахматах нельзя жить чужим умом. Чтобы хорошо играть, надо прежде всего ясно представлять себе смысл того, что происходит на доске. «Штудирование шахматных учебников лишь прокладывает те пути, по которым надо научиться мыслить самостоятельно»,— справедливо указывал экс-чемпион мира М. Эйве.

Чтобы лучше разобраться в проблеме изучения теории начал, прежде всего нужно решить, что такое дебютные варианты, являются ли они обязательными и строго единственными?

Почему нелегок путь дебютного руководства к сердцу читателя? Варианты, варианты, варианты расползаются по всем страницам такой книги. Обилие их может показаться скучным, необычайно трудным… Но это не так. Надо только со всей ясностью представлять, что варианты эти — фрагменты из партий сильнейших шахматистов мира, которые были сыграны в турнирах и матчах. В них отражены смелые творческие поиски, богатство замыслов, радость открытий и горечь неудач. Значит ли это, что нет в позиции других вполне возможных продолжений? Конечно, не значит!

Шахматная борьба многообразна, она таит в себе бесчисленное количество различных возможностей. Еще много лет назад М. Чигорин говорил, что в каждом дебюте «можно избежать шаблонных книжных вариантов, достигая при этом не худших, если не лучших, результатов». И действительно. Важно понять главные цели дебюта, идеи дебютных схем, лишь это даст вам возможность находить правильные пути в безбрежном океане возникающих в начале партии вариантов.

Примечание от редакции ChessWood.ru:

Настоятельно рекомендуем запомнить фразу «Важно понять главные цели дебюта, идеи дебютных схем…». Зная основные идеи того или иного дебюта, проще находить правильные ходы в нештатных ситуациях. Под «нештатными», мы понимаем ходы противника, сделанные не по правилам того или иного дебюта. Как было сказано выше, многие шахматисты-любители не знают, как реагировать на «не книжные» ходы.

Дебютные варианты основаны на турнирной практике. Именно поэтому они непрерывно меняются и совершенствуются. Если вы сравните рекомендации, которые давали теоретики 5 — 10 лет назад, с теми, которые даются сейчас, вы будете поражены — так много перемен в этих оценках. И это вполне понятно, шахматное искусство непрерывно развивается, идет творческая работа, ведется поиск нового. Со всей определенностью можно отметить, что находить новое в дебютной теории дело не только мастеров, оно вполне по плечу каждому любителю шахмат. «Интересные, серьезные открытия в области дебютов случалось делать даже слабым игрокам… Эти открытия проверялись игроками первоклассными и затем применялись ими и на практике»,— писал М. Чигорин.

Характерна история «героя нашего времени» волжского гамбита. Когда анализ этого гамбита, подготовленный куйбышевскими шахматистами во главе с кандидатом в мастера Б. Аргуновым, был опубликован в журнале «Шахматы в СССР» (№ 2, 1946), специалисты встретили его с нескрываемым скептицизмом. «Что получают черные за пожертвованную пешку? Ничего или очень мало»,— утверждали критики. Не сразу выявилась и оправдала себя чисто позиционная идея гамбита: создать давление на ферзевом фланге и по диагонали f1-a6, вызвать ослабления в лагере белых, постепенно организовать атаку. Испытания показали, что идея эта весьма жизненна. Отношение к волжскому гамбиту резко изменилось. Появился новый раздел дебютной теории, ныне отважный гамбит частый гость крупных соревнований.

Какой практический вывод можно сделать из всего сказанного?

Прежде всего, нельзя слепо и безоговорочно принимать на веру то, что написано в тех или иных шахматных учебниках или в комментариях гроссмейстеров и мастеров. Скажем, автор примечаний утверждает, что преимущество у белых. Но если вы начнете разбираться в позиции, может быть, вы с этим мнением и не согласитесь. Разбираться надо серьезно, не торопясь, избегая скороспелых выводов. И в шахматном анализе надо «семь раз примерить, прежде чем один раз отрезать».

В каждом дебютном варианте, который вы применяете, необходимо иметь ясное представление о том, что хорошо и плохо, о том, как должна складываться и развиваться борьба. Это обеспечит вам практический успех.

Очень важно правильно решить проблему выбора того или иного дебюта для своей турнирной практики. Некоторые любители решают эту проблему просто, играют те дебюты, которые встречаются в партиях прославленных гроссмейстеров, сильнейших шахматистов мира. Логика очень простая. Раз дебют применяет Карпов или Каспаров — значит, этот дебют хороший. На первый взгляд рассуждение справедливое, но только на первый взгляд. Надо помнить, что большинство дебютных построений вполне приемлемо, а на их выборе большими шахматистами сказываются личные вкусы и симпатии. Известно, например, что Ботвинник в ответ на 1. е2-е4 очень часто играл 1…е7-e6, а Смыслов не любил применять французскую защиту черными. Каспаров, сказавший как-то «осложнения — моя территория», естественно, стремится избирать дебютные схемы, которые ему по душе…

Справедливо старинное изречение «стиль — это человек». Именно поэтому выбор дебюта должен решаться в зависимости от того, какие позиции вам нравятся, каким положениям вы отдаете предпочтение. Вряд ли можно считать оправданным, что подавляющее большинство шахматистов среднего уровня в ответ на 1. е2-е4 избирают ответ с7-с5. Сицилианская защита — дебют очень трудный и сложный. В нем много форсированных острых вариантов. Применять «сицилианку» можно, имея определенную подготовку, иначе легко и просто попасть в беду. Но ведь применяют эту дебютную систему часто непродуманно, лишь потому, что так играют все…

И еще один практический совет. Старайтесь включать в свой дебютный репертуар варианты мало освещенные в справочниках. Таких вариантов огромное количество. Понравилось вам какое-либо продолжение, нашли вы в нем определенный смысл — играйте так без колебаний и ненужных опасений. Написал эти строки и представляю себе такое возражение: а у меня вообще нет дебютного руководства, никак не могу достать. На что мне ориентироваться?

Здесь следует сказать о том, что большинство любителей шахмат не умеют еще разбирать как следует публикуемые в газетах, журналах и турнирных сборниках партии гроссмейстеров и мастеров. А ведь каждая такая партия при внимательном анализе может быть отличным учебником стратегии и тактики, методов игры в дебютах. «Шахматные книги и партии надо изучать,— говорил экс-чемпион мира Т. Петросян,— именно изучать, а не проглядывать со скоростью столько-то страниц, столько-то партий за один присест. Тогда вы обязательно уловите в вариантах, рекомендованных планах или оценках какие-то шероховатости или даже ошибки».

Неоценимым и доступным для всех материалом являются сейчас партии матча на первенство мира А. Карпов — Г. Каспаров. Постарайтесь разобраться в том, почему в дебюте эти выдающиеся гроссмейстеры избирали тот или иной ход. Подумайте, с чем связан этот ход, каковы его цели. Мысленно поставьте себя на место одного из играющих. Как бы сыграли вы и почему?

Конечно, подобный анализ за полчаса не проведешь. Он требует серьезной работы. Но стоит так досконально разобрать несколько партий, и это, безусловно, скажется на повышении вашего класса игры. Особое внимание надо уделить тому, как дебютное построение связано с дальнейшим развитием событий. Напомню вам слова экс-чемпиона мира М. Ботвинника: «Конечно суть шахмат заключается не в начале партии. Главное содержание шахмат состоит в том, что в сложной оригинальной позиции, когда, казалось бы, ниоткуда помощи ждать не приходится, шахматист должен найти правильное решение (ход). Кто умеет это делать, тот и чувствует себя уверенно за шахматным столиком».

Итак, дебют ни при чем? Такой вывод был бы поспешным. Дебют, как правило, при чем, если он является прологом пьесы, название которой «середина игры». Он мало способствует успеху борьбы, если план игры в середине партии слабо связан с дебютом».

Примечание от редакции ChessWood.ru:

Случается, что шахматист-любитель прекрасно разыгрывает дебют (центр занят пешками и легкими фигурами, обеспечена безопасность короля), но он понятия не имеет, что делать дальше. Это классический пример того, что отсутствует связь между дебютом и миттельшпилем, чего категорически нельзя допускать.

Возвращусь к совету избирать дебютные варианты, мало освещенные в справочниках.
Давайте призадумаемся над позицией, возникающей в испанской партии после 1. е4 е5 2. Kf3 Кc6 3. Сb5 а6 4. Са4 Kf6.

Классическая позиция, «табия», как часто говорят сейчас. Большинство здесь автоматически продолжает 5. 0-0 и после 5… Се7 6. Ле1 в соответствии с установившимся мнением, что это сильнейшее продолжение. Однако и при этом сильнейшем ответе, как гласят дебютные руководства, белым очень трудно добиться преимущества.

А что, если сыграть 5. Кс3? Было время, когда именно естественный ход конем считался лучшим. Весьма сомнительно, что это соответствует действительности, но и при нем также возникают сложные позиции, в которых черным легко споткнуться. Возможно, например, 5… b5 6. Сb3 Се7 (к очень большим осложнениям приводит 6… Сс5 7. К:е5) 7. d3 d6 8. Kd5 (интересно и 8. а4 b4 9. Kd5) 8… Ка5 9. К:е7 Ф:е7 10. Kd2 (стоит подумать и о ходе 10. h3) 10… Cg4 11. f3 Се6 12. С:е6 fe 13. 0-0 0-0 с интересной борьбой. Так развивалась партия Симагин — Спасский (23-й чемпионат СССР, Ленинград, 1956). Характерно, что В. Симагин, шахматист яркого оригинального стиля, всегда стремился в дебютах уйти в сторону от наезженных дорог.

Сошлюсь и на свой опыт. В известном варианте испанской партии — 1. е4 е5 2. Kf3 Кc6 3. Cb5 Kf6 4. 0—0 К:е4 5. d4 Се7 6. Фе2 Kd6 7. С:с6 bc 8. de Kb7 9. КсЗ 0—0 10. Ле1 Кс5 11. СеЗ Ке6 12. Лad1 d5 13. ed cd 14. Kd4 K:d4 15. C:d4 Ле8 16. ФfЗ d5 17. Ka4 — черным приходится выдерживать сильный позиционный нажим.

Теоретические руководства единодушно дают здесь оценку ±, что означает большой перевес у белых, и ссылаются, в частности, на партию Балашов — Кнежевич (международный турнир в Ленинграде, 1977). И все же я «рискнул» применить этот вариант в одной из партий международного турнира по переписке, связав оборону черных с новой идеей: 17… Cf8 18. ФсЗ Л:е1!? (решение, которое не лежит на поверхности; черные отдают противнику в безраздельное владение линию «е») 19. Л:е1 Ф:g5. Свои расчеты черные связывают с этим активным выпадом, на 20. Ф:с6 они намерены играть 20… Сh3 21. g3 Лс8. В партии было: 20. h3 Cf5 21. ЛеЗ Лс8 22. Кс5 h5 23. b4 h4 24. аЗ Cd6.

Было бы, конечно, преждевременно объявлять размен на e1 панацеей от всех бед. Но, во всяком случае, борьба в партии ушла в сторону от шаблонных оценок и предначертаний. Играть так интересно, не правда ли?

И еще один пример. Познакомьтесь с партией А. Алехин — Д. Брейер, игранной на международном турнире в Схевенингене (1913). Там было: 1 d4 d5 2. с4 е6 3. Kf3 Kf6 4. Кс3 Kbd7 5. Cg5 Се7 6. еЗ 0—0 7. Лс1 с6 8. Cd3 dc 9. С:с4 Kd5 10. С:е7 Ф:е7 11. 0—0 К:с3 12. Л:сЗ е5.

А это уже «табия» ортодоксальной защиты ферзевого гамбита. Разными путями пытаются здесь белые добиться перевеса (13. Фс2, 13. Сb3, 13. de), но позиция черных в любом разветвлении остается огнеупорной. В большинстве руководств вообще не рассматривается сделанный Алехиным в вышеуказанной партии ход 13. е4. Уверен, что и он не в силах взорвать оборону черных, но в этом случае возникают, по крайней мере, малоисследованные позиции.

Во всяком случае, Брейер после 13… ed 14. Ф:d4 b5? 15. СbЗ с5 16. Фd5 Лb8 17. Лd1 потерпел поражение.

Положение после 14. Ф:d4 привлекло внимание участников. Вот что писал А. Алехин, в журнале «Шахматный вестник» (№ 17, 1913): «По окончании этой партии Яновский предложил мне сыграть с ним новую партию на ставку, давая при этом ничью вперед! Предложение было принято, и партия продолжалась следующим образом:

Позиция после 14.Ф:d4

А. Алехин — Д. Яновский: 14… Кb6 15. е5 К:с4 16. Ф:с4 Лd8 17. Фf4 Се6 18. Kg5 Лd5 19. Лg3 Лad8 20. h3 Лd4 21. Ke4 Kph8 22. ФеЗ Л8d5? 23. Kf6! Лd8 24. Л:g7! Kp:g7 25. Фg5 Kph8 26. Фb5 Ф:f6 27. ef Лg8 28. Лdl Cg4 29. hg Л:d1 30. Kph2 Лd7 31. f4 b6 32. g5 c5 33. f5 b5 34. g6! fg 35. fg Л:g6 36. Фе5. Черные сдались».

Любопытно резюме Алехина: «Разумеется, эта партия не доказывает, что в положении, приведенном на диаграмме, у белых есть какое-либо серьезное преимущество, из нее видно только, что черным нужно играть очень осторожно ввиду опасности, угрожающей их королевской позиции».

Признаюсь, я «подсмотрел» эти две партии Алехина и, памятуя, что зачастую новым является хорошо забытое старое, применил ход 13. е4 в нескольких турнирных партиях. Сработал эффект неожиданности, результат был хорошим.

…и в заключении сошлюсь на мнение экс-чемпиона мира Эм. Ласкера: «Необходимо исследовать не только то, что рекомендуется, но и прямо противоположное, чтобы быть в состоянии сделать самостоятельные выводы. Таким путем шахматист приобретает наиболее ценное — способность самостоятельного суждения и самостоятельного творчества — и, пройдя период ученичества в шахматах, может стать полноценным художником».

Журнал «Шахматы в СССР», №11, 1984 год

Задания

Составьте примечания к четырем коротким партиям. Во всех партиях черные сдались. Ваша задача — найти неточности в дебюте и определить критические позиции.

Партия 1

Венская партия

Партия 2

Сицилианская защита, система Тайманова

Партия 3

Французская защита

Партия 4

Французская защита, вариант Стейница

1 Комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет нигде опубликован


*