«О взаимодействии фигур» — Юрий Авербах

Юрий Авербах - международный гроссмейстер
Юрий Авербах — международный гроссмейстер

Цель шахматной игры — дать мат королю противника. Но ни одна из фигур в одиночку достичь этой цели не может, даже всесильный ферзь. Как и во всех других операциях, проводимых на шахматной доске, тут необходимо согласованное действие фигур, их гармония, взаимодействие. Понимать, как возникает такое взаимодействие, чрезвычайно важно шахматистам любого уровня. Мы попытаемся раскрыть содержание этого исключительно важного понятия.

Взглянем на начальное положение фигур. Силы противников выстроились в две шеренги друг против друга. Между вражескими лагерями большая нейтральная полоса. Все тихо, все спокойно — никто никому не угрожает, да и угрожать пока не может.

Начальная расстановка шахматных фигур
Начальная расстановка шахматных фигур

Впрочем, в начальном положении можно обнаружить некоторые весьма определенные контакты, а значит, и взаимодействие между фигурами и пешками одного лагеря. Во-первых, пешки прикрывают стоящие за ними фигуры от будущих атак неприятельских фигур. Во-вторых, фигуры, по крайней мере по разу, защищают (поддерживают) эти пешки, одновременно защищая друг друга. Эти контакты — прикрытие и поддержка, безусловно, играют положительную, но пока оборонительную роль. Однако начальное расположение фигур обладает существенным недостатком: кроме коней, ни одна из фигур не способна ни сдвинуться с места, ни атаковать фигуры противника — мешают свои же фигуры и пешки.

Итак, уже в начальной позиции мы увидели три типа контактов между фигурами (а также между фигурами и пешками) каждой из сторон — три вида элементарного их взаимодействия:

  1. поддержка: фигура или пешка поддерживает (защищает) другую фигуру или пешку;
  2. прикрытие: фигура или пешка прикрывает от атак другую фигуру или пешку;
  3. ограничение: фигура или пешка ограничивает либо передвижение, либо сферу действия другой фигуры или пешки (в дальнейшем, говоря «фигура», мы будем подразумевать «фигура или пешка»).

Вот сделан первый ход, например, 1. е4. И ситуация меняется. Снимается некоторое ограничение: сразу же две фигуры, ферзь и слон, получают возможность двинуться вперед.

После ответного 1… е5 ситуация снова меняется. Пешка е4 оказывается заторможенной, она вступает в контакт с пешкой противника, которая ее ограничивает. Таким образом, ограничение может быть создано как своими, так и чужими фигурами.

Пока новых форм контактов мы еще не увидели. Если, скажем, белые ответят 2. КсЗ, то тем самым конь поддержит пешку е4. Однако если они сыграют 2. Kf3, то возникнет новый, четвертый вид элементарного взаимодействия — нападение на пешку е5.

Нападение на пешку e5
Нападение на пешку e5

Стоит обратить внимание и на то, что уже после 1-го хода белых, когда пешка ушла на поле е4, оторвавшись от своего лагеря, возникла угроза нападения на нее ходом 1…. Kf6. То же самое может быть сказано о пешке е5. Это, кстати, показывает, что нападение одной фигуры на другую возникает не сразу, а постепенно: сначала должна быть создана угроза, а затем уже совершается нападение.

Из четырех элементарных контактов между фигурами образуются более сложные формы тактического взаимодействия фигур, к изучению которых мы и перейдем. (Строго говоря, в эндшпиле возникает еще один, пятый, весьма своеобразный контакт — между проходной пешкой и полем ее превращения. Пешка как магнитом притягивается к этому полю, и возникает угроза ее превращения в ферзя. Угроза превращения пешки в ферзя ничуть не менее опасна, чем нападение на ферзя.)

Чтобы добиться победы, необходимо либо дать мат, либо получить решающий материальный перевес, после чего мат станет задачей элементарной. В обоих случаях для достижения цели нужно нападать на фигуры или на короля противника. Однако простое нападение на фигуру может оказаться эффективным только в том случае, если противник попросту не заметит угрозу. В противном случае теоретически у него будет четыре возможных ответа:

  1.  уход: атакованная фигура уходит с поля или с линии действия фигуры противника;
  2. поддержка: атакованная фигура не уступает занятого поля, а на ее защиту выводится другая фигура. В этом случае допускается размен. Естественно, что подобный прием применим лишь тогда, когда нападающая фигура равна по силе или превосходит фигуру атакованную: иначе размен приведет к материальным потерям;
  3. прикрытие: на пути атакующей фигуры становится фигура или пешка, которая «принимает огонь на себя». При этом прикрывающая фигура, как правило, должна быть или равна по силе, или слабее атакующей;
  4. ответное нападение: если это выгодно, можно вообще пренебречь нападением и, в свою очередь, атаковать фигуру противника. Последняя должна быть или равноценной, или сильнее атакованной, чтобы размен не оказался убыточным.

Конечно, при перечислении средств защиты мы не открыли ничего нового. Все эти элементарные приемы отражения атаки изучаются при первом знакомстве с шахматами. Здесь же нам хотелось показать, что такие элементарные контакты широко применяются в защите.

Впрочем, не всегда удается воспользоваться всеми четырьмя способами. Так, например, в распоряжении короля их всего лишь два — уход и прикрытие, от атаки короля и коня вообще нельзя прикрыться, а от нападения пешки фигурам приходится уходить.

Из практики вам, конечно, должно быть известно, когда нападение оказывается особенно эффективным. Речь идет о «вилке» — нападении одной фигуры на две, иначе говоря — двойном нападении, которое является весьма эффективным приемом атаки. Оно может быть осуществлено как одной фигурой, так и двумя.

Классическая коневая вилка - конь нападает одновременно на короля и ладью
Пример от редакции ChessWood.ru: классическая коневая вилка — конь нападает одновременно на короля и ладью

Более эффективным, чем простое нападение, будет и такой случай двойного нападения, когда атаке подвергается всего одна фигура. Подобное нападение (в случае атаки на короля — это двойной шах) резко сужает возможности защиты, заставляя, как правило, атакованную фигуру спасаться бегством.

При ходе конем на f6, белые делают не только двойной шах королю, но еще и вилку. Гибель ферзя неизбежна.
Пример от редакции ChessWood.ru: при ходе конем на f6, белые делают не только двойной шах королю, но еще и вилку. Гибель ферзя неизбежна.

Двойное нападение играет в борьбе исключительно важную роль. Это было ясно нашим предкам еще на заре современных шахмат. Так, например, в одной из первых шахматных книг — учебнике Дамиано, вышедшем в Риме в 1512 году, в главе, посвященной тонкостям игры, из двух десятков примеров не менее половины — это случаи двойного нападения.

Однако есть, пожалуй, более эффективный прием атаки, чем двойное нападение. Это — комбинированное нападение. При нем фигура подвергается атаке и одновременно лишается всех путей защиты — отхода, прикрытия и поддержки. Короче, при таком нападении гибель фигуры неизбежна. Комбинированное нападение на короля — это мат.

В любом матовом финале всегда можно найти фигуру, наносящую смертельный удар, в то время как остальные участники расправы при сем как бы только присутствуют, ограничивая подвижность короля. Иначе говоря, в матовом финале всегда имеются два типа контактов — нападение и ограничение. Как мы знаем, задачу ограничения могут выполнять как свои, так и чужие фигуры, а число отнятых у короля полей зависит от того, расположен ли он в углу доски, на краю или в центре.

Двойное нападение и комбинированное — очень эффективные приемы атаки. Задача игрока — суметь использовать особенности возникающей в миттельшпиле позиции таким образом, чтобы организовать взаимодействие фигур, ведущее либо к двойному, либо к комбинированному нападению. Это большое искусство. Однако, поняв механизм этих приемов, путем упражнений вполне можно этому научиться.

Задания

Во всех примерах начинают белые.

Задача 1

Мат в 3 хода
Мат в 3 хода

Задача 2

Шахматная задача на мат в 5 ходов
Мат в 5 ходов

Задача 3

Белые начинают и выигрывают
Белые начинают и выигрывают

Задача 4

Белые начинают и выигрывают
Белые начинают и выигрывают

Будьте первыми - оставьте свой комментарий!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет нигде опубликован


*