Как работать над шахматами

Автор: Романовский Пётр Арсеньевич — заслуженный мастер спорта

Советский шахматист Пётр Арсеньевич Романовский

Пётр Романовский (1892-1964)

Изучение сыгранных партий, а также решение задач и этюдов должны быть рекомендованы как первые шаги в работе над развитием аналитического мастерства.

Второй этап, к которому надо стараться подойти как можно скорее,— это анализ чужого творчества, отдельных позиций и целых партий. При этом возникает вопрос, могут ли шахматисты младших разрядов (или даже начинающие) с пользой для себя изучать и критиковать партии мастеров?

Необходимым и основным условием роста шахматиста является практика. Наряду с этим, важнейшим оружием в борьбе за творческое совершенствование, за общий рост шахматной культуры является самостоятельная работа. Это положение действует не только в условиях, где трудно получить специальную помощь по овладению теорией и техникой. Шахматист, который ограничивает свою работу лишь беседами с руководителем, будет двигаться вперед черепашьими шагами.

Каждый любитель шахмат должен хорошо освоить шахматную нотацию. Многие начинающие жалуются на то, что запись партии мешает им думать, не дает полностью сосредоточиться и т. д. В большинстве случаев эти жалобы не отражают действительного положения вещей, а являются результатом самовнушения, но если и допустить, что в них содержится некоторая доля истины, то подобные небольшие «затруднения» можно и должно преодолеть. Сегодня, скажем, вы познали все шахматные правила и через неделю уже играете свою первую партию. Запишите ее, чего бы это вам ни стоило.

Анализ (исследовательская работа) должен сопутствовать первым шагам шахматиста. Все сыгранные партии надо потом разбирать и записывать анализы в виде примечаний. Даже неискушенный любитель сам может обнаружить свои ошибки и найти ходы лучшие, чем сделанные им. Вначале анализ будет, конечно, отмечать лишь грубые ошибки, но это не важно. Постоянное возвращение к анализу собственных партий будет незаметным образом повышать его качество.

Примечание от редакции ChessWood.Ru:

Обратите внимание, что необходимо анализировать все сыгранныйе партии: выигранные, проигранные и сыгранные вничью. Об этом говорят многие профессиональные шахматисты, например, Гарри Каспаров.

Шахматист, анализирующий с учебными целями свои партии, должен стараться ответить на такие вопросы:

  1. Где обоими противниками допущены явные ошибки?
  2. Как можно было сыграть лучше?
  3. Какие перспективы (ближайшие хотя бы) раскрывались в этом случае?

В некоторых письмах малоискушенные любители делились со мной в связи с этим своими опасениями. «Где уж нам,— писал один из них,— разобраться в хитроумных планах Ботвинника или Смыслова, когда мы и себя-то не всегда понимаем». Должен сказать, что для такой пессимистической оценки своих возможностей нет никаких оснований. Действительность показала, что даже начинающие могут разобраться в творческих замыслах любого мастера. Надо только не скользить в анализе поверхностным взглядом, а стремиться глубоко исследовать позицию, для чего, правда, придется основательно потрудиться.

Чтобы разобраться в любой партии как следует, надо ее рассмотреть несколько раз, пока не удастся обнаружить узловые моменты борьбы, которые и надо подвергнуть тщательному анализу. К исследованию партий мастеров, на творчестве которых вы хотите учиться, следует подходить глубоко и серьезно. Для анализа сначала надо подбирать подробно прокомментированные партии и исследовать не только процесс борьбы, но и примечания. Затем можно попробовать аналитические силы на «немой» партии, над которой еще не работал опытный комментатор. Выбирая материал для исследовательской работы, следует вначале избегать длинных партий.

Примечание от редакции ChessWood.Ru:

Обратите внимание на рекомендацию изучать подробно прокомментированные партии. Многие сильнейшие шахматисты комментируют свои и чужие партии и выкладывают их в Интернете. Например, подборка шахматных партий с комментариями, есть на сайте Александра Морозевича.

Кроме узловых моментов, при исследовании партии надо пытаться вскрыть планы противников. Отдельные ходы мастеров трудно понять, если не удастся обнаружить плана, для выполнения которого они сделаны. В плане ряд ходов имеет одну и ту же мотивировку — значит, бесполезно рассматривать их отдельно.

Разберем следующую примерную партию с точки зрения шахматиста третьего-четвертого разряда. Первый раз она просматривается для составления общего впечатления и определения особо ярких моментов.

Таково, примерно, будет впечатление от первого просмотра партии.
Черные неважно разыграли дебют, белые красивой комбинацией получили сильную атаку и, кроме того, имели за фигуру три пешки и должны были, наверное, выиграть. Где же прекратилась атака? Может быть, вообще все было задумано белыми неправильно? Может быть, и их атака и три пешки за коня были недостаточной компенсацией?
Начнется дальнейшее исследование. Второй, третий, четвертый раз, каждый раз уже подолгу.
В конце концов, исследование приведет к выводу, что после 19… K8f6 черные уже создают серьезные угрозы, а их король более или менее надежно укрыт.
Грозит 20… Ф:е2. Белые сыграли 20. Cf3, на что последовало 20… КеЗ и началась контратака. На еЗ побывал и ферзь, а затем и второй конь, который уже утвердился здесь окончательно, и при его помощи король белых попал в матовое окружение.
Придется прийти к выводу, что основной шанс на атаку у черных возник в связи со слабостью поля еЗ, которая образовалась после хода 13. f4. Дальнейшие поиски побудят вернуться к позиции после 12-го хода и проанализировать ее.

При первом просмотре ход 13. f4 не привлек к себе внимания, но теперь уже приходится им заняться. Если проследить еще раз процесс борьбы, то можно убедиться, что, кроме ослабления поля еЗ, ход 13. f4 имел еще один серьезный недостаток — он значительно ограничил действия ферзевого слона белых. Черные не замедлили уже на 14-м ходу сыграть f7-f5, и слону пришлось удовлетвориться ролью сторожа пункта еЗ. Вместо 13. f4, очевидно, надо искать другое продолжение.
Белым, конечно, надо атаковать. У них, однако, не развит ферзевый фланг и под ударом пешка с4. Поэтому изучающий обнаружит ход 13. bЗ, содержащий угрозу f2-f4-f5, а также возможность включить в атаку слона (СаЗ).
Черные должны организовать заграждение на поле f5, но 13… Ке7 не помогает ввиду 14. f4 Kg4 15. f5 K:f5 16. Фb5. Ход f7- f5 не годится вследствие Сf4.
Если же 13.,. g6 (что, вероятно, является лучшим), то 14. СаЗ Фb6 15. Ф:b6 cb 16. C:f8 Л:f8 17. Лld1, и, выигрывая в благоприятной обстановке третью пешку, белые получают лучшие шансы.
По окончании исследования изучающему остается подвести итоги своей работы, оценить игру противников и сделать выводы, которые могли бы пополнить его личный опыт.

Хорошей школой анализа является также игра по переписке, которой полезно заниматься шахматистам всех разрядов.

Основную помощь в самообразовании оказывает шахматная литература. Библиотека шахматиста должна подбираться примерно по таким разделам: учебники, турнирные и другие сборники партий, монографии, периодические издания, книги по истории, дебютная литература и книги по композиции.

Целеустремленную работу над повышением своей шахматной культуры надо вести систематически. Это значит, что надо работать по плану, который приблизительно будет выглядеть так:

Практика (участие в соревнованиях, сеансах одновременной игры, а также отдельные тренировочные и легкие партии; решение задач, этюдов и комбинационных позиций).

Анализ (комментирование и разбор собственных партий, исследование партий мастеров, разбор отдельных позиций, решение задач и этюдов).

Теория (анализ теоретических окончаний, разбор дебютной борьбы в собственных и других партиях и критическое сравнение их с рекомендациями учебников и специальных монографий, анализ отдельных дебютных позиций с критическим пользованием монографиями).

История (ознакомление с историческими монографиями и статьями и исследовательская работа).

Творческие вопросы (исследование комбинации, вопросы стиля).

Самостоятельная работа должна отражаться в систематизированных записях учащегося. Разделы, на которые желательно разбить такой дневник (на каждый раздел может быть заведена особая тетрадь), будут такими: собственные турнирные и матчевые партии; легкие партии, партии по переписке и прочий неплановый материал; исследовательская работа по партиям мастеров; лекции, прослушанные в учебном коллективе; вопросы теории дебюта; теория и практика эндшпиля; история; творческие вопросы; доклады и рефераты; личные мысли и заметки.

Остановимся подробнее на каждом разделе.

1. Собственные турнирные и матчевые партии. Сюда заносятся с собственными комментариями все партии, сыгранные в очных соревнованиях, таблицы результатов и краткая оценка своей игры.

2. Легкие партии, партии по переписке и прочий неплановый материал. Сюда записываются лишь некоторые легкие партии, представляющие особый интерес. Отдельной главой должны явиться партии по переписке с комментариями, составленными во время игры. В них включаются также предположения о характере предстоящей борьбы. В этот же раздел записываются партии, игранные по консультации и в сеансах одновременной игры, анализ партий из конкурса примечаний, обнаруженные ошибки в комментариях, в задачах и этюдах и т. д.

3. Исследовательская работа по партиям мастеров. В течение года следует разобрать 4 — 5 партий (это ни в какой мере не мешает разыгрывать другие партии, рассмотрение которых не преследует исследовательских целей).

4. Лекции, прослушанные в учебном коллективе. На самой лекции лишь кратко конспектируется основное ее содержание. Дома этот конспект расшифровывается и заносится в дневник.

5. Вопросы теории дебюта. В основном содержание раздела посвящается собственным аналитическим исследованиям и критике дебютных руководств. Сюда же заносятся дебютные идеи, имеющие значение для переоценки отдельных вариантов.

6. Теория и практика эндшпиля. И в этот раздел нет нужды включать книжный материал. Полезно записать и самостоятельно проработать лишь отдельные узловые позиции. Специальное внимание следует уделить пешечным окончаниям, и особенно анализу подобных окончаний, случившихся в практике.

7. История. Надо записывать в хронологическом порядке важные исторические даты в области шахмат, например, даты проведения Всероссийских турниров, выступлений Чигорина на международных соревнованиях, международных турниров в нашей стране. В раздел заносятся заметки по вопросам истории шахмат.

8. Творческие вопросы. Все, что особенно заинтересует автора дневника, должно найти себе место на страницах этой главы. Тут разместятся и красивые, идейно насыщенные композиции, и содержательные партии, и отрывки из них, даже отдельные позиции. Свои творческие удачи, а иногда и ошибки, полезно включить сюда же. Привожу пример комбинации, взволновавшей обоих молодых противников, после того как она была обнаружена (так как она не была осуществлена). Подобный творческий материал, конечно, явился бы интересной страницей раздела.

Берсон — Метлин
В партии белые сыграли 1.d5 и проиграли.

Комбинация заключается в следующем
[1. Rxe6 Rxe6 2. Qa8+ Kg7 3. Bh6+ Kf6 4. Qf8+ Qf7 5. Bg7+ Kg5 6. f4+ (6. g3! ) 6… Kxh4 7. Bf6+ (7. Qxf7!+- ) 7… Qxf6 (7… Kg4 8. Qxf7 ) 8. Qh6+ Kg4 9. Qh3+ Kxf4 10. Qg3+ Ke4 11. Qf3# ]

Однако занести такую комбинацию в дневник мало. Надо такой интересный творческий случай прокомментировать. Анализ должен был бы выглядеть примерно следующим образом:

Эстетика. Комбинация красива благодаря резкому контрасту между начальным положением и заключительной позицией. Мат экономичен и дается ферзем с того же поля, на котором он расположен в начальной позиции. Первый ход, жертвующий ладью, красив, так как лишь далекий и точный расчет может оправдать подобную жертву.

Идея. Мат королю на поле е4 ферзем при помощи трех пешек. Идея мата далеко не очевидна, так как начальное положение не предвещает путешествия короля в центр доски. Однако комбинация не случайна, так как исходная позиция ориентирует на поиски комбинационной идеи.

Мотивировка. Комбинационные мотивы состоят в том, что удары всех белых фигур направлены на позицию короткой рокировки, заметно ослабленной выдвинутыми пешками, лишившими прикрытия черные поля. Ладья на а5 и конь расположены вдали от своего короля.

Вывод. Белые проиграли, не заметив комбинации. Они должны понять свою ошибку и определить ее причины. Правильно сделать еще выводы общего характера, например, о том, что в многоходовых комбинациях идея бывает скрыта, о роли жертвы, о возможности больших материальных жертв, о сложности комбинационной техники.

Доклады и рефераты. Сюда заносятся сочинения автора, его исследовательские работы, оценки шахматных событий, характеристики шахматистов и т. д.

Хочется заметить еще следующее: работать над шахматным материалом надо без чрезмерного напряжения, не теряя к нему интереса. Не получится никакого эффекта, если понадобится прибегать к специальным усилиям воли, чтобы заставить себя работать над той или иной шахматной темой.

Шахматист, целеустремленно работающий над собой, должен дорожить каждой турнирной партией, чтобы проверять свои теоретические мысли и анализы, задуманные меры по искоренению творческих недостатков, советы руководителей и рекомендации учебной литературы. От практики к теории и обратно — этот путь должен с творческим вдохновением совершать шахматист, стремясь выйти на дорогу, ведущую к спортивному мастерству. Такой шахматист должен вести турнир от начала до конца с одинаковой силой и подъемом, независимо от спортивных удач или неудач. Ведь иногда проигрыш турнирной партии в общем плане работы имеет большее значение и приносит больше пользы для роста, чем победа.

Каждый самостоятельно работающий над собой шахматист по той или иной теме может составить для себя небольшую программу; самообразованием занимаются тысячи шахматистов всех разрядов, и у каждого из них свои интересы, свой шахматный вкус.

Материал взят из журнала «Шахматы в СССР» № 10, 1954.
Публикуется с сокращениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *